Статьи о нерудных материалах
Вывоз щебня из Белоруссии под вопросом?
На фоне нерешенных вопросов по осуществлению поставок щебня от производителей с Октябрьской ж.д. возникла неоднозначная ситуация с вывозом щебня из Республики Беларусь от крупнейшего производителя – РУПП «Гранит». О сложившейся ситуации рассказал непосредственный участник перевозок генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Александрович Громовой.
В январе 2017 года ФГК перестала давать полувагоны под отгрузку щебня из Белоруссии по двум причинам: 1. Собирали дебиторскую задолженность за 4 квартал 2016 года. 2. Было принято решение потренировать заказчиков в части повышения цены.
В итоге доля подвижного состава ФГК составила 2% по сравнению с 24% с январем 2016 года. Не изменилась ситуация и в феврале – апреле 2017 года. Общая доля парка ФГК на ст. Ситница составила 14% по сравнению с 25% за аналогичный период прошлого года.
Действия ФГК были следующими. Свои вагоны компания не стала предоставлять основным заказчикам, а решила использовать их через Белорусского экспедитора – ТЛЦ «Белинтертранс». Для этого, взяв паузу по работе с заказчиками, в январе на своей территории ФГК провела ряд встреч с РУПП «Гранит», «БТЛЦ» и еще 5 основными операторами, работающих по перевозкам щебня с Белоруссии, и приняли решение с февраля 2017 года свои вагоны отдавать только через «БТЛЦ».
При этом цены на предоставление вагонов росли как на дрожжах, так как данный алгоритм взаимодействия не предоставлял заказчикам вагонов возможности обсуждения цены. В «БТЛЦ» безуспешно пытались убедить ФГК и ее партнеров, что цены высокие и не соответствуют рынку. Рост ставок на предоставление вагонов составил с 18 тыс. руб. в январе до 35,3 тыс. в апреле (рост в 2 раза без каких либо причин). В ответ было сказано: «Кому не нравится - пусть не берут».
В итоге данная конфигурация внесла еще больше сложностей, чем было год назад. В марте 2017 года на протяжении 20 дней перед РУПП «Гранит» скопились вагоны из-за того, что не все поставщики щебня оказались готовы работать по навязанной им цене. В апреле помимо вагонного парка ФГК, в пул вошли ТГК, НТС, НПК, а из-за высокой цены их парк также не был востребован со стороны заказчиков. При этом РУПП «Гранит» был вынужден грузить вагоны в целях исключения простоя полувагонов. Вследствие этого вагоны, которые не заказывались, были отгружены по несогласованным направлениям. Очередная «инициатива» ФГК обернулась против нее самой - это и снижение количества использования вагонов, дебиторская задолженность, неразбериха на РУПП «Гранит», подстава «БТЛЦ» и самое главное негатив на рынке и недовольство заказчиков.
По словам Андрея Александровича, необходимо было поступить следующим образом. В Белоруссии на стабильной основе работает 30 собственников подвижного состава. На первую десятку компаний приходится 80% всего объема погрузки и им нужно самостоятельно работать с заказчиками, не вступая ни в какие сговоры. А вот остальным 20 небольшим компаниям (20% всей отгрузки) стоило консолидировать свои действия. И рынку хорошо, и со стороны ФАС вопросов не будет. А сделали все наоборот, потому, что личные амбиции ФГК оказались важнее, чем польза дела и результат работы.
О заказчиках и их подрядчиках с разыгранными контрактами, сформированными сметами и ценами никто думать не захотел.
Источник: http://www.brokenstone.ru